Право потребителя предполагает не только передачу качественного и безопасного товара, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии.
Изготовитель или продавец могут установить на товар гарантийный срок. Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя. Например, в части замены или возврата товара. В период гарантии продавец (изготовитель, импортер) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли по вине самого потребителя.
Перед тем как отнести товар в сервисный центр для гарантийного ремонта удостоверьтесь в том, что в квитанции указаны все существующие недостатки.
Если в квитанции срок гарантийного ремонта не указан, то эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Следует помнить и о том, что если в определенный срок ремонт не будет завершен, потребитель согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости товара или же забрать товар и потребовать возврата денежных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
Важно знать, что обязанность доказать отсутствие недостатков в товаре на момент продажи возлагается на продавца. Тем самым продавец может прибегнуть к проверке качества товара (провести диагностику), а в случае необходимости и к экспертизе.
|
Материал подготовил юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в
г. Тобольске Анкушев Сергей Александрович