Соблюдение качества приобретаемого товара – прямая обязанность продавца и изготовителя. В частности, ее исполнение достигается установлением гарантийного срока, в течение которого продавец гарантирует качество переданного товара (его соответствие установленным требованиям).
Для большинства продукции наличие обязательной гарантии не предусмотрено [1]. Действующим законодательством право на установление гарантийного срока предоставлено изготовителю либо продавцу товара [2]. В связи с этим, при обнаружении недостатков в товаре вне гарантии, потребитель вынужден самостоятельно доказывать производственный характер дефектов [3].
Поэтому, заключение дополнительных договоров в целях защиты приобретенной вещи набирает популярность среди потребителей.
Дополнительная гарантия представляет собой принятие продавцом обязательств в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем [4].
Указанное означает, что продавец берет на себя больший объем ответственности перед покупателем, чем предусмотрено законом. Дополнительная гарантия является волеизъявлением продавца, который не может быть понужден к ее выдаче.
Все условия дополнительного обязательства (его содержание, срок действия, условия реализации и пр.) определяются договором между потребителем и продавцом [5].
Однако, продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем гарантия, данная изготовителем [6]. К примеру, если изготовителем на вещь дана гарантия 1 год, то продавцу запрещено устанавливать гарантию, равную 6-ти месяцам.
Стоит иметь в виду, что дополнительные обязательства продавца не являются продлением гарантии изготовителя, а потому, потребитель вправе рассчитывать только на условия дополнительной гарантии (письменные условия), а не на положения ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» [7].
Дополнительная гарантия должна быть составлена в письменном виде, иметь печать продавца и содержать перечень недостатков, на которые она распространяется, условия и порядок ее реализации, а также срок действия.
При этом, дополнительная гарантия может быть предоставлена продавцом как безвозмездно, так и на платной основе.
Страхование товара представляет собой обязанность страховщика при наступлении определенных в договоре событий (страхового случая) совершить конкретные действия в отношении купленной вещи [8].
Договор страхования, как правило, заключается в момент совершения покупки и страховка оформляется непосредственно в магазине.
Важно помнить, что заключение такого договора является добровольным и зависит только от желания потребителя. В ином случае, навязывание дополнительных услуг является недопустимым, и в случае оплаты таких услуг покупатель вправе потребовать от страховщика возврата уплаченной страховой премии [9].
В страховом полисе, выданном в подтверждение заключения договора страхования, должны быть указаны:
· имущество, которое подлежит страхованию (марка, модель, идентификационный номер товара);
· случаи, признающиеся страховыми;
· размер страховой суммы (в каких пределах страховщик отвечает перед выгодоприобретателем);
· срок действия договора.
В отличие от дополнительной гарантии, продавец стороной договора страхования не является и обязанности по его исполнению не несет. Дополнительная гарантия, как правило, возлагает на продавца ответственность за производственные недостатки товара, в то время как договор страхования позволяет получить страховое возмещение даже в тех случаях, когда товар пострадал от действий самого покупателя (повреждение, утопление, утеря и т.д.).
Таким образом, в зависимости от намерений потребителя и рисков, от которых он хочет себя обезопасить, может быть заключен один из вышеуказанных договоров. При этом, не запрещается заключение договора страхования при наличии дополнительной гарантии продавца – это предоставляет покупателю максимальную защиту в процессе эксплуатации купленной вещи.
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
Материал подготовила юрисконсульт Консультационного центра в г. Тюмени Дарья Яшутина
[1]. Абз. 1 п. 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
[2]. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.11.2019 г. № 33-26275/2019 по делу № 2-432/2019.
[3]. Пункт 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
[4]. Абз. 2 п. 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
[5]. Абз. 3 п. 7 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
[6]. Абз. 3 раздела X Приказа МАП РФ от 20.05.1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»».
[7]. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 25.05.2020 г. № 33-6175/2020.
[8]. Пункт 1 ст. 929 Гражданского кодекса РФ.
[9]. Абз. 4 п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».