Оценка уровня физического развития (информация для спортсменов)
Новости

07.02.2023

Оценка уровня физического развития (информация для спортсменов)

Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития ре­бенка. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате.

Генетически запрограммировано развитие каждой клетки, ткани, орга­на, процессы роста и дифференцировки, степень развития систем и всего организма. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, при­водящих к повышению уровней сложности организации и взаимодей­ствия его систем.

Развитие включает в себя: рост, дифференцировку органов и тка­ней, формообразование. Фактор роста характеризуется как процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, что приводит к увеличению массы организма.

Оценка физического развития спортсменов производится, в зависимости от степени углублённости и состава задач, производится или спортивным врачом (при необходимости - консультантом по специализации) или тренером.

Проведём краткий обзор средств и методов оценка физического развития спортсменов и их функционального состояния, которые используются в спортивной медицине. Таких методов великое множество. Искусство их применения во многом зависит от правильной постановки задачи, выбора набора исследуемых параметров, типа формирования результата, его представления и наглядности комплексной оценки.

При исследовании уровня физического развития (телосложения) используют метод соматоскопии (внешний осмотр) и метод соматометрии (антропометрии).

Определение уровня физического развития предусматривает следующую последовательность действий:

-определение возраста на момент исследования;

-антропометрические исследования (измерения человеческого тела);

-оценка уровня каждого показателя по сравнению с нормой со­ ответствующего стандарта;

-определение общего уровня физического развития;

-констатация гармоничности или дисгармоничности физического развития.

Оценка уровня каждого измеряемого показателя предполагает пять уровней развития: низкий, ниже среднего, средний, выше средне­го и высокий.

Оценка физического развития студентов производится путем сравнения антропометрических признаков обследуемого со средними показателями возрастно-половой группы.

Одним из распространенных методов является метод стандар­тов, суть которого заключается в сравнении индивидуальных антро­пометрических величин с региональными таблицами, которые разра­батываются местными органами здравоохранения.

При соматоскопии определяют типы конституции, длину, массу тела, окружность грудной клетки и коррелируют с величинами жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и глубины дыхания.

При антропометрии определяют: рост; вес; жизненную емкость легких (ЖЕЛ); окружность шеи; окружность груди; окружности: плеча напряженного, плеча расслабленного, предплечья, бедра, голени; диаметры: плечевой, грудной поперечный, грудной переднезадний, тазогребневой; силу кисти; становую силу; величину жировой складки: на спине, на плече.

Далее проводят оценку физического развития методами стандартов и антропометрических профилей, индексов или показателей, перцентилий.

Затем обязательна процедура флюорографии органов грудной клетки и получение электрокардиограммы методами электрокардиографии.

Далее проводятся функциональные пробы и определение общей физической работоспособности.

Для этого используются общепринятый состав тестов:

- по определению общей работоспособности - велоэргометрический тест или бег на тредбане до отказа от работы, Гарвардский степ-тест;

- комплекс методов, оценивающих состояние кардио-респираторной системы.

При необходимости могут проводиться тесты для углублённого исследования, как в покое, так и под нагрузками (стандартными и специальными):

- внешнего дыхания и газообмена;

- нервной системы;

- метаболических процессов и гуморально-гормональной регуляции;

- функций отдельных анализаторов.

Тесты различаются: по моменту измерений; по виду нагрузки; по наличию измерения газового состава вдыхаемого воздуха, температуры, применения фармакологии; по ступенчатости.

Желательно проведение педологического контроля и исследования уровня общей и специальной тренированности.

Затем спортсмену присваивается группа здоровья, оценивается его физическое развитие по стандартам, оценивается уровень функционального состояния и общей работоспособности и даётся заключение о его допуске к соревнованиям и тренировкам.

При определении специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок) используется метод В. Л. Карпмана и З. Б. Белоцерковского. Они предложили использовать пробу PWC-170 со специфическими нагрузками для определения специальной тренированности.

При педологическом исследовании выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры для устранения недостаточной эффективности тренировки и несоблюдение гигиенических и физиологических норм. Для этого определяется работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, оценивает состояние занимающегося и его реакция на нагрузку.

Исполнитель:

Материал подготовил: врач по общей гигиене Бобко Светлана

Источники:

https://mipt.ru/education/chair/sport/science/adaptology/work-38
https://studfile.net/

https://infourok.ru/


Возврат к списку