Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития ребенка. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате.
Генетически запрограммировано развитие каждой клетки, ткани, органа, процессы роста и дифференцировки, степень развития систем и всего организма. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия его систем.
Развитие включает в себя: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Фактор роста характеризуется как процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, что приводит к увеличению массы организма.
Оценка физического развития спортсменов производится, в зависимости от степени углублённости и состава задач, производится или спортивным врачом (при необходимости - консультантом по специализации) или тренером.
Проведём краткий обзор средств и методов оценка физического развития спортсменов и их функционального состояния, которые используются в спортивной медицине. Таких методов великое множество. Искусство их применения во многом зависит от правильной постановки задачи, выбора набора исследуемых параметров, типа формирования результата, его представления и наглядности комплексной оценки.
При исследовании уровня физического развития (телосложения) используют метод соматоскопии (внешний осмотр) и метод соматометрии (антропометрии).
Определение уровня физического развития предусматривает следующую последовательность действий:
-определение возраста на момент исследования;
-антропометрические исследования (измерения человеческого тела);
-оценка уровня каждого показателя по сравнению с нормой со ответствующего стандарта;
-определение общего уровня физического развития;
-констатация гармоничности или дисгармоничности физического развития.
Оценка уровня каждого измеряемого показателя предполагает пять уровней развития: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.
Оценка физического развития студентов производится путем сравнения антропометрических признаков обследуемого со средними показателями возрастно-половой группы.
Одним из распространенных методов является метод стандартов, суть которого заключается в сравнении индивидуальных антропометрических величин с региональными таблицами, которые разрабатываются местными органами здравоохранения.
При соматоскопии определяют типы конституции, длину, массу тела, окружность грудной клетки и коррелируют с величинами жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и глубины дыхания.
При антропометрии определяют: рост; вес; жизненную емкость легких (ЖЕЛ); окружность шеи; окружность груди; окружности: плеча напряженного, плеча расслабленного, предплечья, бедра, голени; диаметры: плечевой, грудной поперечный, грудной переднезадний, тазогребневой; силу кисти; становую силу; величину жировой складки: на спине, на плече.
Далее проводят оценку физического развития методами стандартов и антропометрических профилей, индексов или показателей, перцентилий.
Затем обязательна процедура флюорографии органов грудной клетки и получение электрокардиограммы методами электрокардиографии.
Далее проводятся функциональные пробы и определение общей физической работоспособности.
Для этого используются общепринятый состав тестов:
- по определению общей работоспособности - велоэргометрический тест или бег на тредбане до отказа от работы, Гарвардский степ-тест;
- комплекс методов, оценивающих состояние кардио-респираторной системы.
При необходимости могут проводиться тесты для углублённого исследования, как в покое, так и под нагрузками (стандартными и специальными):
- внешнего дыхания и газообмена;
- нервной системы;
- метаболических процессов и гуморально-гормональной регуляции;
- функций отдельных анализаторов.
Тесты различаются: по моменту измерений; по виду нагрузки; по наличию измерения газового состава вдыхаемого воздуха, температуры, применения фармакологии; по ступенчатости.
Желательно проведение педологического контроля и исследования уровня общей и специальной тренированности.
Затем спортсмену присваивается группа здоровья, оценивается его физическое развитие по стандартам, оценивается уровень функционального состояния и общей работоспособности и даётся заключение о его допуске к соревнованиям и тренировкам.
При определении специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок) используется метод В. Л. Карпмана и З. Б. Белоцерковского. Они предложили использовать пробу PWC-170 со специфическими нагрузками для определения специальной тренированности.
При педологическом исследовании выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры для устранения недостаточной эффективности тренировки и несоблюдение гигиенических и физиологических норм. Для этого определяется работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, оценивает состояние занимающегося и его реакция на нагрузку.
Исполнитель:
Материал подготовил: врач по общей гигиене Бобко Светлана
Источники: