В отношении такого понятие как «гарантийный срок» часто встречается недопонимание как со стороны потребителя, так и самих продавцов. Часто под ним понимают срок, в течение которого можно вернуть товар вне зависимости от причин – просто товар не нужен покупателю (не подошел по каким-либо причинам), или же в нем выявился дефект, товар сломался.
Такое понимание не верное, вот почему.
Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
В свою очередь требования, которые установлены законодательством (возврат денежных средств, ремонт или замена), обоснованы только в тех случаях, когда речь идет о производственном дефекте, то есть когда товар вышел из строя не по причине неправильной эксплуатации, а в связи с допущением нарушений при изготовлении производителем.
Важное значение гарантийный срок имеет при распределении бремени доказывания наличия (или отсутствия) недостатка в товаре, а также характер его возникновения (производственный или эксплуатационный).
Из анализа пункта 6 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что если на товар установлен гарантийный срок, и он не истек, то продавец (изготовитель, импортер) несет ответственность, если не докажет, что недостаток товара возник после его передачи потребителю вследствие неправильной эксплуатации. И наоборот, если гарантийный срок не установлен, то потребитель должен доказать наличие производственного дефекта, после чего продавец (изготовитель, импортер) понесет ответственность.
Вместе с тем, установление гарантийного срока - это право, а не обязанность производителя (п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Аналогичное право дано и продавцу в случае его неустановления изготовителем. Это право определено п. 7 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Устанавливая лояльные дополнительные гарантийные обязательства на свой товар, продавец показывает свою готовность отвечать за качество продаваемой продукции, тем самым имеет преимущество перед своими конкурентами.
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
Материал подготовлен руководителем Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Марией Кирилловой