Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Однако не всегда до конечного потребителя доходит качественный товар. В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавцу (изготовителю).
Продавец (изготовитель) обязуется принять некачественный товар у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества (п. 5 ст. 18 указанного Закона).
При этом, законодательно понятие проверки качества товара не закреплено. Из анализа действующего законодательства с учетом судебной практики можно сделать вывод, что проверка качества товара представляет собой не что иное, как определение соответствия товара установленным требованиям силами продавца (изготовителя), за его счет и призвана отделить ситуации с действительными поломками от случаев, когда дефект мнимый или трудности вызваны недостатком знаний потребителя. Иными словами, проверка качества товара — это обследование (осмотр) товара со стороны продавца (уполномоченной организации) на предмет наличия заявленных потребителем недостатков.
Законом «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на участие в проверке качества товара.
Как следует из судебной практики, сроки проведения проверки качества товара зависят от того требования, которое заявлено потребителем:
1. Возврат уплаченной за товар денежной суммы, соразмерное уменьшение покупной цены товара или возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом - 10 календарных дней (ст. 22 Закона).
2. Безвозмездное устранение недостатков товара - 45 календарных дней (ст. 20 Закона).
3. Замена товара на аналогичный товар той же или другой марки (модели, артикула) - 7 дней, при необходимости дополнительной проверки качества – 20 календарных дней (ст. 21 Закона).
За нарушение установленных сроков продавец (изготовитель) несет ответственность, предусмотренную ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» в виде неустойки (пени) в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Из изложенного следует, что законодатель связывает срок проведения проверки качества с предъявляемым требованием и наличием подтвержденного недостатка в товаре.
Также следует отметить, что проверка качества товара (работы, услуги) бесплатна для потребителя и решение о необходимости ее проведения принимает продавец (исполнитель).
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
Материал подготовила юрисконсульт консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Ишиме Валентина Плесовских.