Часто при обращении в банк за любой из предоставляемой ими услугой, сотрудник предлагает оформить кредитную карту, или вообще сообщает о том, что она уже выпущена на ваше имя и необходимо ее получить. Даже если потребитель не нуждается в ней, рекомендуют ее оформить, а при возникновении необходимости начать пользоваться.
Прежде чем соглашаться на такую услугу, воспользуйтесь своими навыкам финансово грамотного гражданина и подумайте нужна ли она вам на самом деле, особенно если Вы пришли в банк по другому запросу. Если, проанализировав свои потребности, потребитель решил, что нуждается в кредитной карте или он уже ее оформил, то следует обратить внимание на следующие важные моменты.
1. Стоимость обслуживания карты.
Это плата, которую потребитель обязан осуществлять просто за факт нахождения у него этой карты. Плата может взиматься единовременно при оформлении, либо предусматривать периодические платежи (ежемесячные или ежегодные). Сам размер платежа может быть фиксированным или быть привязан к размеру задолженности по карте. Также возможен вариант, что обслуживание карты является безвозмездным, но чаще всего такое условие действует первый год.
2. Дополнительные платные услуги.
Оказание дополнительных платных услуг является добровольным и в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может быть навязано.
Однако пользуясь невнимательностью и доверчивостью потребителя, такие услуги могут быть включены в договор. Встречаются следующие уловки: в заявлении от лица потребителя заранее проставляются отметки о просьбе предоставить дополнительные услуги смс-уведомлений и /или услуги страхования. Отмечается, что услуги добровольные и в первые 2 месяца предоставляются бесплатно. Далее потребитель забывает отказаться от них.
3. Длительность беспроцентного периода.
Почти все продукты по кредитным картам имеют беспроцентный период, это тот период, в течении которого можно погасить задолженность по карте без оплаты процентов за ее пользование. Старайтесь не допускать выхода за указанный период, так как пользование кредитными средствами по истечении беспроцентного периода слишком дорогое (в зависимости от банка и предлагаемых ими продуктах в среднем устанавливают проценты в размере 25-70% годовых).
4. Размер обязательного минимального ежемесячного платежа.
Долг по кредитной карте может быть возвращен в любой временной период. Графика погашения, как при оформлении кредита нет. Но банки устанавливают обязательный минимальный ежемесячный платеж. Он может быть фиксированный и привязан к размеру задолженности. За несвоевременную или неполную оплату минимального платежа банк устанавливает санкции, в среднем это 20-40% годовых или фиксированная сумма от 500 рублей за каждый случай просрочки.
5. Плата за снятие наличных денежных средств
Как правило оплата товаров и услуг кредитными картами не облагается комиссиями, но за снятие наличных денежных средств с такой карты банки берут плату. По некоторым банковским продуктам установлен лимит на снятие наличных без процентов. Тогда плата начисляется в случае превышения лимита.
С вышеперечисленными и другими важными моментами нужно ознакомиться до оформления услуги, путем прочтения правил для конкретного банковского продукта. Все правила размещаются на официальных сайтах банков. Предварительно можно проконсультироваться с юристом.
Не пренебрегайте и общими правилами безопасного использования кредитных карт. Не сообщайте никому пароли, в том числе и сотрудникам банка, не оставляйте карту без присмотра. А в случае совершения звонков от имени сотрудников банка с неизвестных номеров, прекратите разговор и перезвоните в банк по официальному номеру, указанному на кредитной карте.
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
Исполнитель: руководитель Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Мария Кириллова