С ростом дистанционной торговли неизбежно увеличился спрос на услуги транспортных компаний, которые могут доставлять заказанные товары из любой точки страны. Случаются ситуации, когда по дороге повреждается груз. Что в таком случае может потребовать потребитель рассмотрим в статье.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения ущерба за утрату, недостачу или повреждение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Кроме этого, статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые потребитель произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком исходя из следующих положений:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость,
при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Вина перевозчика презюмируется. Это значит, что изначально на перевозчика возложена обязанность по доказыванию оказания услуг надлежащего качества, а потребителю достаточно зафиксировать повреждения при получении и предъявить претензию. Для освобождения от ответственности он должен доказать, что проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, однако повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, устранение которых от него не зависело.
Так, например, встречается практика, когда транспортная компания сообщает потребителю информацию о необходимости дополнительной упаковки груза в связи с его хрупкостью или осложненными дорожными условиями. Проставляя соответствующую отметку, потребитель отказывается от дополнительных платных услуг, и в дальнейшем лишается возможности взыскать убытки.
В том же случае, если потребитель действовал добросовестно и предпринимал все рекомендованные меры, то суд встанет на его сторону.
Помимо убытков, грузоотправитель вправе отказаться от договора перевозки и потребовать возврата уплаченных за некачественно оказанную услугу денежных средств.
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, 3 этаж, 27 каб.; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
Время работы: с пн. по чт. с 08:00 до 17:00, в пт с 08:00 до 14:30 ч.
Материал подготовлен руководителем Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Марией Кирилловой