Сдача итогового экзамена — важный этап в жизни любого школьника. Это период напряженной работы, эмоционального подъёма, полный тревоги, ожиданий. Этот период можно назвать стрессовым периодом не только в жизни выпускников, но и их родителей.
Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в здоровье, а именно эти дети составляют сегодня большинство.
По мнению психологов, возникновение экзаменационного стресса обычно бывает спровоцировано комплексом связанных между собой факторов:
· длительной и интенсивной умственной деятельностью;
· нагрузкой на одни и те же мышцы и органы, обусловленной ежедневным многочасовым сидением над учебниками;
· нарушением режима сна и отдыха;
· переживаниями, связанными с предстоящими экзаменами и их результатами.
Для того чтобы избежать длительного стресса, родителям следует не только контролировать количество и распределение учебных нагрузок, но и позаботиться о правильной организации питания в предэкзаменационный и экзаменационный периоды.
Организация правильного рациона, режима труда и отдыха – одни из важнейших составляющих поддержания высокой работоспособности и успешной сдачи экзаменов.
Во время интенсивной умственной работы при подготовке к экзаменам для стимуляции хорошей работы головного мозга, предупреждения раздражительности, слабости, упадка сил пища должна соответствовать основным принципам рационального питания:
· соответствие энергоценности пищи, поступающей в организм человека, его энерготратам;
· поступление в организм определенного количества пищевых веществ в оптимальных соотношениях;
· правильный режим питания;
· разнообразие потребляемых пищевых продуктов;
· умеренность в еде.
В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Оптимальным является рацион средней калорийности с достаточным содержанием свежих растительных продуктов – овощей и фруктов. Правильные продукты помогают лучше сосредотачиваться днем и спать ночью, а также снижают уровень тревоги.
Во время подготовки к экзаменам необходимо питаться не реже четырех раз в день, но порции должны только утолять голод, а не пересыщать. Рекомендуемый режим приема пищи:
· Завтрак (не позже 9.00) – 25-30%;
· Обед (13.00-15.00) – 40-45%;
· Полдник (16.00-17.00) – 10-15%;
· Ужин (18.00 – 20.00) – 15-20%.
В рационе должны быть морская рыба и стручковая фасоль, т.к. в них содержится цинк, способствующий улучшению памяти. Богатые железом сухофрукты, зеленые овощи и обезжиренное мясо повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, поможет побороть стресс. Кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечит нормальное функционирование нервной системы. Объем потребляемой жидкости должен быть не меньше 1-1,5л в день.
Для перекусов во время экзаменов рекомендуются свежие фрукты или сухофрукты, бутерброд с сыром, несоленые орехи, йогурт, свежеприготовленный молочный коктейль, маленькие кусочки черного шоколада. Не следует увлекаться сахаром, конфетами, печеньем и другими продуктами с высоким содержанием простых углеводов, т.к. они придадут кратковременный энергетический толчок организму, и чувство усталости наступит раньше.
Необходимо исключить чипсы, поскольку из-за высокого содержания жира желудку будет сложно их переварить при сильном эмоциональном напряжении. Жевать в процессе обучения не рекомендуется: прочитанные строчки «съедятся» вместе с пищей и забудутся через десять минут. Не рекомендуется принимать крепкий чай, кофе и кока-колу, поскольку кофеин, содержащийся в этих продуктах, способствуют истощению нервной системы и снижает функциональные резервы организма. Из-за кофеина кратковременно повышается работоспособность ночью, но на следующий день школьник будет чувствовать себя усталым и очень нервничать. Лучше отдать предпочтение чаям из трав мяты, липового цвета, ромашки.
Список литературы:
1. МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».
2.
Пандырева Екатерина Андреевна
Врач по общей гигиене
Отделение санитарно-гигиенических исследований
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»
В городе Тобольске, тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах