Итоги горячей линии по туристическим услугам в связи с наступлением сезона массового отдыха
Новости

13.06.2024

Итоги горячей линии по туристическим услугам в связи с наступлением сезона массового отдыха

В период с 27 мая по 07 июня в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» была организована «горячая линия» по актуальным вопросам защиты прав потребителей туристических услуг в связи с наступлением сезона массового отдыха россиян.

За время работы горячей линии поступило 23 обращения от граждан.

На вопросы обратившихся отвечали специалисты Консультационного центра и пунктов по защите прав потребителей.

Наибольшее количество обращений поступило по следующим темам:

v навязывание дополнительных услуг;

v включение в договор страхования условий, ущемляющих права потребителей;

v отказ в возврате стоимости туристического продукта.

Наиболее задаваемый вопрос:

Как вернуть денежные средства, уплаченные за туристическую путевку?

Турист (потребитель) в общем случае вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона от 07.02.1992 N 2300-1[1]; п. 1 ст. 782 ГК РФ)[2].

Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера фактически понесенных расходов туроператора (турагента) на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.

Какие основания для возврата денежных средств за туристическую путевку?

Возврат стоимости туристической путевки возможен, в частности, по следующим основаниям:

· стихийные бедствия и иные обстоятельства, свидетельствующие о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. МИД России и Минэкономразвития России публикуют на официальных сайтах сообщения с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы. В таком случае вам вернут полную стоимость туристской путевки при отказе от нее до начала путешествия;

· прекращение туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта;

· существенные изменения обстоятельств, например, невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Для расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного с туроператором или турагентом, и возврата денежных средств за туристскую путевку в случаях, не связанных с прекращением туроператорской деятельности, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратиться к туроператору (турагенту) в письменной форме с требованием (претензией) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым вы заключили договор (далее также - турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.

В случае неудовлетворения ваших требований в досудебном порядке вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

2. В исковом заявлении необходимо указать ваши требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Следует учитывать, что помимо взыскания суммы денежных средств, уплаченных за туристскую путевку, вы вправе, при наличии соответствующих обстоятельств, дополнительно потребовать компенсации морального вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы.

По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на месяц.

Срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в указанные сроки рассмотрения дел, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы - месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, 3 этаж, 27 каб.;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681

Время работы: с пн. по чт. с 08:00 до 17:00, в пт с 08:00 до 14:30 ч.

Материал подготовлен экспертом Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Зеленской Ольгой.





[1] ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

[2] п.1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ


Возврат к списку