Возврат авиабилетов
Рассмотрим два варианта событий - при добровольном и вынужденном отказе пассажира от перелета.
В случае добровольного отказа пассажира от запланированного перелета и возврата авиабилета пассажиру возвращается:
- стоимость авиабилета (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору) - если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате стоимости авиабилета и пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс;
- стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору - если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате
стоимости авиабилета и пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
- не использованные перевозчиком суммы, взимаемые им в пользу иных организаций, - если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о невозврате стоимости авиабилета.
Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета после окончания времени регистрации пассажиров на рейс, стоимость авиабилета пассажиру не возвращается (пп. 3 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
Кроме того, при добровольном отказе пассажира от перелета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению сумм возврата (ч. 3 п. 93 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155).
При вынужденном отказе пассажира от перелета, при условии, что перевозка не была осуществлена ни на одном участке, пассажиру возвращается полная стоимость авиабилета, в связи:
- с его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете. При этом под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
При этом в обязательном порядке нужно уведомить об этом перевозчика до окончания регистрации на рейс, а в дальнейшем предоставить медицинские документы, подтверждающие противопоказания к полету на дату перелета. Требования к таким медицинским документам определяются правилами перевозчика.
- смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;
- задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;
- изменением перевозчиком маршрута перевозки;
-несостоявшейся отправкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозкой, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
- непредставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.
Возврат стоимости железнодорожных билетов
При возврате неиспользованного билета на поезд дальнего следования пассажир имеет право на:
возврат полной стоимости проезда - в случае непредоставления пассажиру места в соответствии с билетом, отмены поезда или задержки его отправления со станции посадки пассажира;
1) возврат полной стоимости проезда, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей в случае возврата билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда (не позднее чем за семь суток - в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
2) возврат стоимости билета и 50% стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей - в случае возврата билета менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда (менее чем за семь суток, но не позднее чем за трое суток - в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
3) возврат стоимости билета (стоимость плацкарты не возвращается), платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей - в следующих случаях:
- при возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда (менее чем за трое суток - в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
- при возврате билета в билетную кассу на станции отправления в случае опоздания на поезд в течение 12 часов с момента его отправления;
- при возврате билета в билетную кассу станции отправления вследствие болезни или несчастного случая в течение пяти суток с даты отправления поезда.
В случаях, указанных в п. п. 2 и 3, взимается сбор за оформление возврата денежных средств по неиспользованному билету.
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
В городе Тюмени:
- ул. Холодильная, д. 57, 3 этаж, 27 каб.; |
В городе Ишиме:
- ул. Ленина, д. 28; |
В городе Тобольске:
- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; |
В городе Заводоуковске:
- ул. Заводская, д. 4; |
Время работы: с пн. по чт. с 08:00 до 17:00, в пт с 08:00 до 14:30 ч.
Материал подготовлен руководителем Консультационного центра
по защите прав потребителей в г. Тюмени Марией Кирилловой