Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю дополнительные гарантии, в том числе и увеличенную ответственность в виде неустойки.
Так, например, за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара потребитель вправе предъявить неустойку в размере 0,5 % от суммы аванса со дня просрочки до передачи товара или возврата внесенного аванса.
Так же потребитель вправе потребовать неустойку в размере 1% за следующие нарушения:
- сроков возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества. Законом установлен десятидневный срок с момента предъявления требования.
- нарушение сроков устранения производственных недостатков в товаре по истечению 45 дней.
- нарушение трехдневного срока на предоставление подменного товара на период ремонта или обмена товара ненадлежащего качества.
В отношении нарушений в сфере оказания услуг (выполнения работ) предусмотрена более высокая неустойка – 3%. Неустойку можно потребовать если:
- нарушен срок выполнения работ/оказания услуг;
- нарушен срок устранения недостатков выполненных работ (оказанных услуг);
- нарушен срок возврата денежных средств в связи с выполнением работ (оказанием услуг) ненадлежащего качества.
Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает неустойку за нарушение сроков, если:
- нарушен срок возврата денежных средств за отказ от товара надлежащего качества, в том числе приобретенного дистанционным способом;
- нарушен срок возврата денежных средств при отказе потребителя от не оказанных услуг (работ), не связанного с качеством работ.
В этих случаях можно применить неустойку, предусмотренную ст. 395 Гражданского кодекса. Размер процентов определяется
П=З*С/365(366)*Д
где П – проценты;
З – задолженность по денежному обязательству;
С – ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая в период просрочки (в%)
Д – количество дней просрочки;
Количество дней 365или366 зависит от того, високосный год или нет.