Информирование и консультирование потребителей в 2020 году
Новости

19.02.2021

Информирование и консультирование потребителей в 2020 году

В 2020 году деятельность по информированию и консультированию потребителей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» осуществляют консультационный центр по защите прав потребителей (г. Тюмень) и 5 консультационных пунктов по защите прав потребителей (г. Тобольск, г. Ишим, г. Заводоуковск, р.п. Голышманово, с. Бердюжье). В отчетный период указанными структурными подразделениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проконсультировано 5 155 потребителей и представителей хозяйствующих субъектов, из них 1 870 устно, 191 с помощью электронных коммуникаций и 3 904 письменно.

Устные консультации осуществлялись тремя способами:

· по месту проживания, сбора и схода граждан (выездные);

· по телефону;

· по месту нахождения специалистов консультационных центра и пунктов по защите прав потребителей.

В рамках выездных консультаций специалистами консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей было осуществлено 34 выезда, в рамках которых проконсультировано 274 человека.

По телефону поступило 2 609 обращений, в том числе 1 064 обращения на региональную «горячую линию», работа которой обеспечивается в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защиты прав потребителей» и 121 обращение через Единый консультационный центр Роспотребнадзора.

В течение 2020 года организовано 23 тематических горячих линий, в том числе:

- финансовые услуги;

- туристские услуги;

- услуги ЖКХ;

- дополнительное питание в школах через вендинговые аппараты;

- услуги связи;

- детские товары;

- транспортные услуги (такси и каршеринг);

- дистанционная торговля;

- качество и безопасность продуктов питания;

- и пр.

Из общего количества обращений в 2020 году 2733 (53,02 %) консультации были даны по вопросам, связанным со сферой торговли; 2 260 (43,84%) - оказанием услуг (выполнением работ); 162 (3,14%) - общие вопросы применения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В сфере торговли, традиционно, большая часть вопросов была связана с куплей-продажей технически сложных товаров (482 обращения - 17,64 %), мобильных телефонов (293 обращения - 10,72%), дистанционной торговлей (285 обращений - 10,43%), продажей продовольственных товаров (209 обращений - 7,65%), одежды (206 - 7,54%), мебели (194 - 7,1%), обуви (192 - 7,03%) и т.д.

В сфере услуг (работ) было проведено 2 260 консультаций, значительное количество которых пришлось на жилищно-коммунальные услуги (553 обращения - 24,47%), бытовые услуги (416 обращений - 18,41%), финансовые услуги (300 обращений - 13,27%), туристские услуги (286 обращений - 12,65%) транспортные услуги (229 обращений - 10,13%) и услуги связи (80 обращений - 3,54%) и т.д.

В 2020 году в ходе консультаций было подготовлено 793 проекта документов для потребителей, в том числе 478 претензий, 163 исковых заявлений и 152 иных процессуальных документов.

Значимое количество претензий было составлено по услугам ЖКХ (88 единиц), бытовым услугам (53 единицы), технически сложным товарам (52 единицы), финансовым услугам (36 единиц), дистанционной торговли (30 единиц).

В досудебном порядке 351 претензия из 478 были удовлетворены добровольно (73,43%) на общую сумму 2 580 520 рублей, а также удовлетворено порядка 65 нематериальных требований.

Наибольшее количество составленных исковых заявлений пришлось на бытовые услуги (23 единицы), туристские услуги (16 единиц), дистанционная торговля (15 единиц), мебель (12 единиц).

Судебная защита прав потребителей по составленным исковым заявлениям имеет следующие результаты:

- 125 положительных решений в пользу заявителей (в том числе после обжалования и в апелляционной инстанции);

- 10 мировых соглашений;

- 3 исковых заявлений не были удовлетворены;

- 4 отказа от исковых требований;

- 21 дело находится в производстве суда.

По результатам рассмотрения гражданских дел судами общей юрисдикции в пользу потребителей присуждено 5 320 420 рублей, из них 3 600 350 рублей по материальным требованиям (67,67%), 110 500 рублей компенсировано морального вреда (2,08%) и 1 500 210 рублей штрафа, предусмотренного статьей 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. (28,2%), удовлетворено 7 нематериальных требований. В 42 случаях консультационным центром (пунктами) оказывались консультационные услуги по ведению гражданского дела в суде общей юрисдикции.

Результаты деятельности по экспертизе потребительских товаров имеют следующие результаты. В отчетном периоде проведено 88 экспертиз товара, из них 36 по заявлениям потребителей и хозяйствующих субъектов и 52 по предписаниям Управления Роспотребнадзора по Тюменской области. Последние организуются в рамках выполнения государственных работ государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» на 2020 год.

Вопросы защиты прав потребителей освещались на официальном сайте и сайтах сторонних организаций, а также в средствах массовой информации. Всего в отчетном периоде на сайте было размещено 139 информационных материалов. В СМИ размещено 75 материалов.

Информирование населения ведется через электронные версии «Инфотека» (раздел официального сайта, содержащий нормативно-методическую документацию по вопросам защиты прав потребителей) и «Банк данных судебных актов».

В начале года было организовано 61 просветительское мероприятие (лекции, семинары и др.), на которых присутствовало 459 человек. Указанные мероприятия были проведены:

- в образовательных учреждениях;

- в местах нахождения коммерческих, общественных и иных организаций.

В рамках празднования Всемирного дня прав потребителей учащихся ВУЗов города Тюмени был организован конкурс «Я – рациональный потребитель» на выявление самого грамотного и ответственного потребителя. 3 лучшие работы были оценены дипломами и ценными призами.

В начале 2020 года был проведен курс лекций по повышению финансовой грамотности населения для Тюменского регионального благотворительного фонда «Старшее поколение».

Были реализованы просветительские мероприятия в рамках «Школы безопасности» с гражданами пожилого возраста, проживающими на территории муниципальных образований Тюменского района.

В 2020 году осуществлялись мероприятия по организации молодежного волонтерского движения. Центром был подписан план мероприятий с волонтерским движением на 2020 год с МАУ ДО «ЦВР Дзержинец» города Тюмени. В рамках соглашения с волонтерами проводятся акции на улицах города по распространению информационных буклетов по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

Велась информационная работа, посвященная ежегодной Всероссийской Олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников.

Руководитель консультационного центра по защите прав потребителей Николай Лошкарев.


Возврат к списку