Права потребителей при посещении заведений общественного питания
Новости

13.11.2023

Права потребителей при посещении заведений общественного питания

В современном обществе посещение заведений общественного питания стало неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Рестораны, кафе, бары и другие подобные места привлекают нас своим разнообразием меню, уютной атмосферой и возможностью провести время с друзьями или близкими. Однако потребители не всегда знают свои права при посещении таких мест. В данной статье мы рассмотрим основные права потребителей при посещении заведений общественного питания и способы защиты своих интересов в случае нарушения этих прав.

Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания регулируют: Гражданский кодекс РФ[1], Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон)[2] и Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1036 (далее - Правила)[3].

Отказ в доступе в заведения общественного питания «без объяснения причин»

Некоторые заведения, входящие в данную категорию, вывешивают объявления, предупреждающие о возможности отказа в доступе без объяснения причин.

Однако это ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги каждому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех (п.16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 г. № 1036 (далее — Правила)

Отказ в предоставлении услуги будет правомерным только в тех случаях, когда есть объективная причина, такая как отсутствие свободных мест, отключение электричества или воды, а также проведение специального обслуживания. Важно отметить, что посетитель имеет право на полную информацию о требованиях и условиях для посещения заведения. Поэтому формулировка «без объяснения причин» противоречит закону.

Исполнитель также вправе устанавливать собственные правила поведения потребителей в месте оказания услуг (ст.5 Правил), например, запрет на курение, ношение верхней одежды и другие правила, не противоречащие законодательству РФ.

Предварительный заказ столика

В соответствии с Правилами общественного питания возможность предварительного заказа столика имеется во всех заведениях общественного питания. Существует несколько способов оформления такого заказа: письменный, телефонный, электронный или иной вид связи. В случае, если за «бронирование» взимают определенную сумму, это не противоречит законодательству, но в дальнейшем эта сумма должна быть учтена при оплате заказа. Документ, оформляющий предварительный заказ, должен содержать все необходимые сведения такие как:

а) наименование исполнителя;

б) ФИО потребителя;

в) вид услуги, ее цена и условия оплаты;

г) даты приема и исполнения заказа;

д) условия выполнения услуги;

е) ответственность сторон;

ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа;

з) подпись лица, принявшего заказ;

и) другие сведения.

По соглашению сторон определяется момент и способ оплаты услуги, включая предварительную оплату, оплату после отбора блюд, оплату после приема пищи, оплату с авансом или без него, а также наличный или безналичный расчет. Документ, подтверждающий внесение денег, например, кассовый чек, счет или другие, должен быть выдан потребителю при оплате заказа.Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил).

Право на отказ потребителя от услуг

Право потребителя отказаться от заказанных услуг предусмотрено статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пунктом 27 настоящих Правил. Если потребитель отказывается от услуг, он обязан возместить предприятию общественного питания фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением договора. Таким образом, при заключении договора на организацию и проведение банкета предприятием общественного питания не вправе включать в него условие о том, что в случае отказа потребителя от услуг предоплата возврату не подлежит.

Право потребителя не оставлять «чаевые»

Потребитель вправе отказаться от оплаты от дополнительных расходов , будь то комиссия или чаевые, не включенны в стоимость продукции, указанной в меню. Если они оплачены, - потребовать возврата уплаченной суммы.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, 3 этаж, 27 каб.;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681

Время работы: с пн. по чт. с 08:00 до 17:00, в пт с 08:00 до 14:30 ч.

Материал подготовила юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Заводоуковске Наталья Михеева



[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

[2] Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

[3] Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1036


Возврат к списку