В существующих условиях общеобразовательным учреждениям требуется создать оптимальные условия для образовательного процесса учащимися.
Давайте попробуем вместе разобраться: на какие факторы следует обращать внимание при составлении школьного расписания с учетом объема допустимой максимальной нагрузки.
Расписание составлено правильно, если:
наибольшее количество баллов (согласно шкале трудности предметов*) за день по сумме всех предметов приходится для 8–11х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7х классов – на вторник и четверг (среда – облегченный день);
в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4х уроках.
РАСПИСАНИЕ СОСТАВЛЕНО НЕПРАВИЛЬНО, ЕСЛИ:
наибольшее количество баллов (согласно шкале трудности предметов*) за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
“трудные” уроки сдвоены;
“трудные” уроки стоят в расписании подряд;
“трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
количество домашних подготовок равно количеству уроков.
ВАЖНО!
для обучающихся 1-х классов - не больше 4 уроков в день и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков в день и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков в день;
В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
Обучение в 1 классе имеет свои особенности:
Осуществляется в «щадящем режиме»: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
Обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый.
В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.
Предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).